Забытый памятник великой войны (школа-госпиталь)

        
        

Екатеринбург, июль 1941 год

С первого дня Великой Отечественной события разворачивались с невероятной быстротой. 22 июня вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных по большинству военных округов, включая Уральский. И уже назавтра, в понедельник, в коридорах военкоматов было людно. В течение июня – июля тысячи врачей, фельдшеров, медсестер из лечебных учреждений области призывались в Красную Армию. Значительная часть медиков уходила на фронт в составе уральских воинских соединений.
По мобилизационному плану Свердловского облздравотдела начали формироваться эвакогоспитали. Велась спешная работа по приспособлению под них школ, административных корпусов, общежитий…Характерно, что при этом почти не затрагивалась существовавшая сеть медицинских учреждений. 28 июня Е К Дунаев подписывает приказ, по которому специалисты облздрава включаются в организованную Свердловским горисполкомом комиссию для приемки зданий, выделенных под госпитали. К началу 1942 года в 50 населенных пунктах Свердловской области находилось более 150 госпиталей. Располагались они в двухстах зданиях, в которых могли одновременно лечиться 50 тысяч раненых и больных. Во всех больницах области насчитывалось тогда 14 тысяч коек.
В области была создана четкая система управления эвакогоспиталями. Действовал пункт распределения раненых, прибывших с фронта, по госпиталям Среднего Урала (у каждого из них была своя специализация). Возглавлял эту работу врач Эзра Львович Файвашенко, подполковник медслужбы, искусный хирург, проводивший срочные и сложные операции.
В госпитали Свердловской области, располагавшие высококвалифицированными кадрами врачей (раненых лечили видные ученые, ведущие специалисты), направлялись бойцы и командиры, получившие самые тяжелые ранения. При этом подавляющему большинству – 99, 27 процента – лечившихся в этих госпиталях в военные годы была спасена жизнь, а почти половина из них снова вернулась в боевой строй. НУЖНЫ были недюжинная энергия, хорошие организаторские навыки, настойчивость, чтобы в то исключительно сложное время руководить крупным областным отрядом медиков, одним из ведущих в стране. Этими качествами вполне обладал Ефим Дунаев. Медикам Среднего Урала, а значит и их руководителю, приходилось «воевать на три фронта» — они отправляли своих товарищей на передний край, в действующую армию, лечили раненых солдат в эвакогоспиталях, заботились о здоровье стремительно прибывающего гражданского населения.
Среди приказов, которые Ефим Кузьмич подписал в один день – 1 июля 1941 года – были два «кадровых». В первом из них (№ 343) он требовал от заведующих райгорздравотделами «своевременного и точного учета движения медицинских кадров – врачей и среднего медперсонала». Каждый специалист был на счету! Другой приказ (№ 349) посвящен организации массовых курсов и кружков для подготовки медсестер и сандружинниц. Энтузиазм молодежи был велик. Многие девушки хотели получить специальность медсестры и отправиться на фронт или поступить на работу в эвакогоспиталь.
Если на передовой можно было погибнуть от пуль, то главной же опасностью в тылу была угроза эпидемий. Распространению инфекционных заболеваний способствовали скученность населения (в одной комнате обычно проживало по 5 – 6 человек и даже по 2 – 3 семьи), нехватка мыла, плохое питание, тяжелые условия труда, недостаточная санитарная культура.
В официальных документах того периода то и дело встречаются непривычные для нас сегодня слова: вши, завшивленность, камеры-вошебойки… И это понятно – именно вшами передается такое острое инфекционное заболевание, как сыпной тиф.
Узнав, что на пациентах Полевской больницы обнаружены вши, 19 декабря Ефим Кузьмич выпускает срочный приказ: «Заведующему райздравотделом и главному врачу немедленно принять все меры к тому, чтобы в больнице и инфекционном бараке был наведен порядок. Предупреждаю, если в течение 2 – 3 дней не будут надлежащим образом обработаны все больные, буду привлекать к судебной ответственности».
Поставить заслон распространению инфекционных болезней нельзя без участия самого населения, без санитарного просвещения его. Для разработки организационно-методических вопросов, контроля и координации этой работы в Свердловске и области 13 января был создан совет по санитарному просвещению, который возглавил сам Дунаев. Документы того времени, воспоминания участников событий военной поры свидетельствуют, что санпросветработа, проводившаяся тогда в нашей области, была активной и достаточно эффективной.
Какими только вопросами не приходилось заниматься Ефиму Кузьмичу, чтобы обеспечить нормальную работу лечебно-профилактических учреждений области в первый, труднейший период войны!
Архивисты – сотрудники Государственного архива Свердловской области и областного Центра документации общественных организаций – сохранили бесценные свидетельства времени: подлинные протоколы заседаний советских и партийных органов, решения, приказы, другие подлинные документы и материалы. В Госархиве, например, подобрали и переплели не только сами решения облисполкома, но и рабочие варианты, нередко многочисленные, черновики с чернильными и карандашными пометками (встречается тут и почерк Дунаева) – виден процесс подготовки и принятия решений. Все это дает возможность ощутить напряженный пульс жизни нашего уральского края, который по праву назвали опорным.

Полевской, июль 1941 г — февраль 1942 г

Школа и город выполняли приказ Уральского военного округа — за полтора месяца классные комнаты переоборудовали в палаты и лечебные кабинеты. Летом 1941года сразу после начала войны школу стали готовить под госпиталь, классы превратились в палаты, операционные и перевязочные.
А что стало со школьниками? Начальные классы расположились по ул Р Люксембург в районе церкви. Средние классы в здании земской школы (в бывшей вечерней, сейчас филиал УГТУ-УПИ) Старшие классы в школе №1 Северной части города( сейчас там МОУ «ЦРДЮ») В этом же здании находились эвакуированные из Ленинграда дети. Родителей у них не было.
Госпиталь рассчитан на 150 коек. Первые раненые поступили в сентябре. Большую роль в переоборудовании школы в госпиталь сыг¬рали коммунисты и комсомольцы Северского трубного заво¬да, где секретарем парткома в то время был Е. П. Неуймин, а председателем завкома профсоюза Н. А. Карманов.
В классах вместо табличек и скамеек стояли белеющие свежими простынями больничные койки. На дверях появились таблички: «операционная», «пищеблок», «рентгеновский кабинет» и т. д.
Штат медиков был сформирован в течение двух недель. В поселке Северском начальником госпиталя назначили Т. И. Хацкелевич.
Комиссаром эвакогоспиталя был И. М. Нестеров, полевчанин в мирное время был политработником на Северском металлургическом заводе.
Уже в сентябре были приняты первые раненые, в основном для долечивания.
В первые месяцы войны многие из поступивших раненых находились в подавленном состоянии. Главной задачей врачей было не только интенсивно лечить больных, но и вселять в воинов оптимизм, бодрость духа и уверенность в нашей победе над врагом. Ведь большинству из них предстояло снова вернуться на фронт.

Большую помощь по уходу за ранеными оказывало население поселков. В госпиталь полевчане приносили из леса грибы, ягоды, делились овощами со своих приусадебных участков, несли теплое белье для раненых бойцов. Вместе со взрослыми трудились пионеры и комсомольцы нашего города.
Была сформирована сандружина, организатором которой был секретарь комсомола школы П. В. Цапковытый. Сандружинницы, девушки 9-11 классов, прошли спецподготовку. Школьники помогали писать раненым письма домой, шили кисеты, стирали бинты.
Мед сестры Сотрудники госпиталя трудились, не считаясь со временем, все свои силы, знания и опыт больным отдавали врачи: Р. В. Левин, 3. Ю. Струинская, О. И. Кофман, Е. А. Смирнова, С. Б. Веденкина, А. В. Лекомцева, А. Д. Щелкунова, Е. И. Щукина. Не отставали от врачей и медицинские сестры: А. В. Колесникова, Е. П. Обоскалова, М. В. Оборина, А. Н. Банчук, М. Д. Печерица, А. 3. Завьялова, А. Хомякова, А. С. Яковлева, В. А. Балина, Е. С. Краева, А. И. Панихина, А. И. Устинова, М. И. Комиссарова, А. М. Бабчук, А. К. Кадникова, А. С. Черкасова С. П. Твердохлеб и другие. По-матерински, заботливо ухаживали за фронтовиками санитарки: В. И. Тупицына, А. И. Калинина, И. Е. Плотникова, А. Н. Черепанова, А. И. Силина Е. П. Ушакова, И. Е. Шахмина, Л. Е. Чипуштанова, А. Е. Григорьева и другие.
В нашем посёлке до войны не было больницы. Было два посёлка Полевской и Северский, а статус города был присвоен в войну. Медсёстры и врачи были мобилизованы из других городов. Квартировали обычно недалеко от больницы. Медицинская помощь оказывалась не только раненым, но и местному населению. Рабочий день у медперсонала неограничен. Из-за этого большинство медицинского персонала страдало от недоедания, переутомления и истощения. Врачи проживали на частных квартирах без удобств, топлива не было, керосина, мыла не выдавали, сниженная норма хлеба .

Пищеблок работал без перебоев. Вкусно приготовленная шеф-поваром Стихиной пища прибавляла здоровья бойцам. Смех и хорошее настроение — верные союзники медика. Политрук. Н. Завьялова и киномеханик А. Н. Ощепкова развлекали бойцов: показывали кинофильмы, постановки, организовывали концерты, обеспечивали раненых интересными и полезными книгами из библиотеки.
В декабре в госпиталь привезли участника обороны Москвы полковника Краснова. Интересный собеседник, он горячо и захватывающе рассказывал о битве у ворот столицы, о героях подмосковных сражений. Полковник завоевал в госпитале всеобщее внимание и авторитет. Благодаря хорошему лечению полевских медиков, уже через несколько недель полковник Краснов покинул северский госпиталь. Он уехал под Камышлов формировать новый полк. Вместе с ним в его будущий полк уезжали многие выздоровевшие бойцы и командиры.
Всем девушкам сандружинницам нравился один очень красивый солдат. Он был ранен в руку и не мог писать. Каждая из нас старалась предложить ему свои услуги. Мы писали письма для его родных. Одна из них вспоминает: «Нахожусь в госпитале на Урале (нельзя было сообщать город) здоровье поправляется. Скоро буду направлен снова на фронт.»
С фронтов многие бойцы посылали в адрес гос¬питаля короткие весточки.

От Полевского до Восточной Пруссии.
В конце февраля 1942 года Полевской и северский госпитали были объединены и отправлены на Волховский фронт. Первым местом назначения стал город Боровичи, затем было принято решение перевезти госпиталь в деревню Егла Онеченского района Ленинградской области. Лечили здесь до 1943 года, после чего госпиталь стал полевым при 8-й армии Волховского фронта. Медицинская сестра Серафима Павловна Твердохлеб вела дневник, один из эпизодов «Расположились в прифронтовой полосе в оставшемся уцелевшем здании, приготовили комнаты для раненых. Разрыв бомбы снёс крышу. В один момент всё перемешалось с грязью. За сутки всё восстановили и начали принимать раненых. Были и часы затишья. Собирались и пели любимые песни и частушки»
Когда освободили Новгород, госпиталь передислоцировал¬ся в Прибалтику. После освобождения Прибалтики в 1945 году он переехал в Польшу, затем в Восточную Пруссию. Там-то медики вместе с ранеными и встретили победу. В октябре 1945 года сотрудники госпиталя были демобилизованы. Полевчане вернулись домой.

Эпилог

Военные условия всегда относят к категории повышенной сложности. Ведь сколько врачей погибло при исполнении своего гражданского долга, профессиональной обязанности. Большинство проблем медицины были вызваны естественными причинами, внезапностью военного нападения, нехваткой врачебных рук — специалистов (готовили на ускоренных курсах), медикаментов, хирургических инструментов (нередко на 2 санитарных батальона была всего одна пила для ампутации нижних конечностей). В целом уровень организации, безусловно, заслуживает высокой оценки, так как вернули в строй по Советскому Союзу — 72,3% раненых и более 90% больных, а по госпиталям Свердловской области вернули в строй -99,27%.7
Большинство медиков — это женщины, матери, сестры, дочери. На их плечи легла основная тяжесть военных будней, ведь почти всё мужское население находилась на передовой.
Действительно, многие медики были ещё совсем юными, в ряде случаев специально приписывали себе год или два, чтобы быть постарше.
Нельзя забыть врачей, медсестер, санитарок, всех тех, кто работал в тылу и помогал вернуться к жизни людям, которые были близки к смерти, они смотрели в лицо смерти. Медики Полевского не только в тылу, но и на передовой отличились своим героизмом, патриотизмом, милосердием. Не жалея себя, спасали жизни другим. Своими подвигами они давали надежду на жизнь тем, кто её терял.
В фондах школьного музея впервые появились материалы о госпитале к 30 –ти летию победы. Только к 40тилетию победы (1985г) появилась мемориальная доска на здании школы. Было упущено время записать историю по горячим следам. Нам не удалось узнать о пациентах госпиталя, не всё мы знаем о персонале. Письма с фронта и слова благодарности солдат, вставших в строй благодаря нашим медикам были, но они не сохранились. А в годы перестройки была утеряна часть документов. Собранные материалы и фотографии из школы были направлены в Бажовскиий центр, где бесследно исчезли. Кому-то надо было перечеркнуть память о прошлом.
Полевчане, как и все уральцы, трудились в госпиталях, в медсанбатах, в качестве врачей, медсестер, санинструкторов, санитаров. Они отличились своим героизмом: оказывали медицинскую помощь независимо от условий, где бы она ни потребовалась. Для медицинского работника того времени лежала в основе не материальная заинтересованность, а клятва, данная Гиппократу. Вклад медиков в общее дело Победы опровергнуть нельзя!
Сегодня в живых остались 4 сандружинницы, им по 85 лет. Все послевоенные годы они встречаются на параде Победы.

Список сотрудников госпиталя

1. Хацкелевич Т. И.- начальник госпиталя
2. Нестеров Инна Максимельянович- комиссар госпиталя
3. Смирнова Е.А.- врач
4. Галиницкая В.А-.хирург
5. Тихонова(Шарапова) М.В. — ренгенолог
6. Бабгун А -фельдшер
7. Бычков В. Ф.-пропагандист
8. Борисов Г.Д. — начальник материального обеспечения
9. Власов С.Г. — начальник вещевого отдела
10. Бабушкин И.И. — начальник эксплуатации квартир
11. Савёлков М.В.- начальник финансовой части
12. Куликов П.А.- начальник продовольствия
13. Ходоровская — секретарь
14. Гудков Е.А.- делопроизводитель
15. Осипова М.А. — библиотекарь
16. Ощепкова А.Н. — киномеханик
17. Хомякова А — мед сестра
18. Устинова Н.М.- мед сестра
19. Обоскалова Е. П. — мед сестра
20. Завьялова А.З. — мед сестра
21. Велигород М.В.- мед сестра
22. Чепуштанова А.М — санитарка
23. Григорьева А.Е. — санитарка
24. Тупицына В.И. — санитарка
25. Калинина А.И.- санитарка
26. Плотникова Е. А.- санитарка
27. Черепанова А. М. — санитарка
28. Силина Е.И — санитарка
29. Ушакова Е.П.- санитарка
30. Петри А.Д. — санитарка
31. Шахмина И.Е. — санитарка
32. Широкова А.И.- санитарка
33. Ялунина Н — санитарка